16 февраля 2018 года состоялось заседание Общественного совета, участники которого обсудили статью 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Предлагалось дополнить торговый закон нормой, запрещающей возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока. Данный проект федерального закона был разослан в субъекты РФ для отзывов и выражения мнения.
Члены Общественного совета по предпринимательству и инвестиционной деятельности выразили на этот счет мнение, что предложенные законопроектом изменения нарушают принцип свободы договора. Последствием принятия указанных изменений может быть ограничение выхода новых продуктов и производителей на рынок.
Предпосылки к поправкам в закон понятны: государство желает защитить российских товаропроизводителей. Однако получается, что на торговые точки и сети лягут убытки от порчи продуктов питания в связи с истечением срока годности по причине отсутствия спроса.
Сергей Ермаков, Вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты считает, что хозяйствующему субъекту заключать договор, содержащий условие о возврате товара нужно, предусмотрев на уровне подзаконных актов условия, когда возврат качественного товара по истечению определенного срока возможен, например, если у поставщика товара имеется возможность его переработать.
Алексей Галицкий, сопредседатель челябинского отделения «Деловая Россия» комментирует ситуацию:
– Запретительные меры нецелесообразны. Должно быть урегулирование вопроса. В противном случае получается нарушение свободы хозяйственного договора. Если данная запретительная мера получит одобрение, то она станет «медвежьей услугой» небольшим магазинам, ведь основная масса возвратного товара идет от них. В крупных сетях процесс этот давно налажен: все отрегулировано отдельными договорами. На совещании мы услышали цифру, что в каком-то регионе возврат по хлебобулочным изделиям составляет 20%. Не понимаю, откуда такой большой показатель. В Челябинске эта цифра менее 1%. Вывод такой: предпосылки к поправкам должны натолкнуть продавцов на более точный анализ потребностей своего потребителя, на повышение активности проведения различных скидочных акций. А запретительная мера лишь повлечет новые проблемы.